Вторые сутки без финансирования государственных органов закончились в США. Внешне всё кажется без изменений, однако те, кто знает Америку, понимают, что изменения есть, и изменения значительные. Мало того, изменения таковы, что аналитики считают себя вправе говорить о том, что правительство готовится к чему-то худшему.
Разумеется, в таких условиях, в которых сегодня оказалась Америка, неожиданности могут быть какие угодно, но хотелось бы все же знать, чего именно так опасаются власти США. То есть, откуда именно ожидается подвох или, не дай бог, удар? Какие симптомы увидело правительство США, и какие меры уже приняты во избежание негативного развития событий? Разумеется, мы обладаем некоей информацией, которую не найти в газетах. Вместе с остальной широко известной информацией эти неизвестные данные помогут нам анализировать ситуацию.
Начнем, наверное, с того, что известно всем. Все национальные парки, архитектурные и церемониальные памятники и сооружения взяты под охрану и доступ к ним ограничен. То есть, в дополнение ко всему, Америка защищает свои святыни, это явный признак того, что ожидается нечто, что может привести к массовому неповиновению и атакам на символы Америки.
Нужно сказать, что не обошлось без спекуляций. Так, директор национальной разведки Джеймс Клэппер заявил, что отсутствие финансирования серьезно ограничивают действия разведки. Совершенно понятно, что эти песни поются с пинка Обамы для того, чтобы забить лишний гвоздь в голову республиканцев. Так же «дежурно» поныл и начальник штаба сухопутных войск Рэй Одиерно. И это понятно: в этих ведомствах существуют серьезные финансовые нарушения, и вдруг их лишили возможности набивать карманы. Однако кроме всего прочего, это и нажим Обамы, для того, чтобы показать республиканцев через паблисити в невыгодном свете.
Однако, есть нечто, про что никто не говорит. Это «нечто» вылилось в усиление охраны аэропортов и автовокзалов, отменены отпуски для спецслужб, полиции, пограничной и таможенной службы. Как оказалось, отпуски отменены как минимум на месяц вперед, то есть тем, кто планировал поехать в отпуск в ноябре текущего года, приказано отказаться от поездки. Мы получили эту информацию сразу из нескольких источников. Интересно, что источники находятся в разных штатах. Так что, мы можем говорить о принятых мерах в масштабе всего государства.
Совершенно понятно, что власти знают больше, чем говорят и, скорее всего, чувствуют, что все эти прелести скоро не закончатся. Говоря по правде, и сами американцы многое понимают. Ведь никто же не скрывает, что проблемы с подписанием бюджета имеют отношение в первую очередь к поднятию потолка задолженности. То есть, бюджет – это рычаг республиканцев заставить отложить медицинскую программу Obamacare и занять выгодные позиции перед схваткой по поднятию потолка задолженности. Чтобы читатель мог себе представить цену вопроса, скажем, что GDP (аналог русского ВВП) США, грубо говоря, составит $16 трлн, а вот затраты на медицину и всего, что с ней связано, это – $2 трлн. Согласитесь, кусок не сиротский.
По некоторым данным, к 17 октября США перейдут установленный «потолок», и к тому времени правительство США, видимо, не рассчитывает добиться от конгресса согласования бюджета. То есть, президент Обама не собирается отступаться от своего и готов на продолжительное противостояние с Конгрессом США. Доля здравого смысла здесь есть. Если Обама сдастся сейчас, при подписании бюджета, то ему будет ещё труднее в борьбе за поднятие потолка задолженности. Президенту Обаме выпало для достижения одной цели выиграть две битвы с собственными гражданами. Согласитесь, не самая легкая доля. Не нужно думать, что Обама специально сгущает тучи над головами республиканцев, но, коль они сами эту игру затеяли, значит, так тому и быть.
Впрочем, репутационные риски существуют здесь не только для республиканцев. Президенту Обаме тоже достается со всех сторон. Так например, многие военнослужащие винят в происходящем именно действующего президента и выражений при этом не выбирают. Наиболее критичным в США считают план обязательного медицинского страхования, который действительно нагрузит и без того хромающий на обе ноги бизнес. Однако, хорошо это или плохо, в двух словах сказать нельзя.
Все-таки линия водораздела здесь проходит также между условно бедными и условно богатыми. Вспоминается прошлогодняя история, когда совершенно случайно познакомился с семьей выходцев из Эквадора. Родителям в этой семье слегка за 40. У них трое детей 8, 5 и 3 лет. Девочке 5 лет и у нее серьезные проблемы с почками – раз в месяц она бывает в госпитале. Было неудобно спросить, что у неё за болезнь, но можно предположить, что речь идет о почечной недостаточности и необходимости диализа. Как правило, после посещения госпиталя девочке становится лучше, но в результате приходит счёт на сумму около 3-х тысяч долларов.
Я смотрел на эту семью и видел их сложности. Нужно было видеть этих людей. Он – не самый большой красавец, со страшными зубами и глуховат на одно ухо, она – серая мышка с испуганными глазами, постоянно ощупывающая ими своих чад. Я смотрел на них и чувствовал боль и незащищенность этой семьи. Дети как дети, баловались и смеялись, и в том числе больная девочка. Когда ничего не болит, они – все те же шаловливые дети. Только самим родителям известно, каким образом им удается выкроить такую сумму денег. Разумеется, их зарплаты не хватает. Он старался получить более высокооплачиваемую работу и 4 года занимался в вечерние часы, чтобы получить необходимое образование. Эти люди стремятся двигаться вперед, но больничные счета не дают им хоть сколько-нибудь подняться. Вот этим людям обязательное страхование Обамы просто необходимо.
Есть и другая сторона в этом споре. Согласно плана Обамы, каждый работодатель обязан предоставить наёмным работникам страховку, и это совсем не маленькие средства, порядка 8 тысяч долларов в год или что-то вроде этого. Представьте, какие гигантские суммы придется платить бизнесменам! Речь не идёт о больших компаниях, они и так предоставляют страховки и платят за них солидную часть счетов. Речь идёт о маленьких компаниях, у которых и доход небольшой. Вот эти компании будут массово закрываться. В этом смысле республиканцы правы, выбор этот – совсем не простой. Каким образом здесь провести разделительную линию между нуждами людей и выживаемостью компаний, совершенно не понятно.
Оптимисты говорят о подъёме производственной активности в США. Некоторые аналитики в России даже говорят, что какие-то компании собираются возвращать производства из Китая назад в США. Нужно сказать, что для этого нет абсолютно никаких предпосылок. В США нет никакого улучшения. Если к этому прибавить ещё и возможные массовые закрытия мелкого и среднего бизнеса, то можно понять, что ждёт США в следующем году, если Obamacare станет в США реальностью.
Можно, конечно, накачивать экономику необеспеченными деньгами и перепуганные инвесторы по-прежнему будут глотать государственные долговые обязательства. Финансовые аналитики говорят, что доллар – это последнее прибежище инвестора, но это так же далеко от правды, как те самые аналитики от того самого доллара. Доллар сам может оказаться не более стабильным, чем иная валюта. Никто не знает, что будет с долларом. Тем не менее, тем, кто занимается инвестициями, нужно смотреть в иную сторону. Последним прибежищем инвестора будет не доллар, а недвижимость в США и, скорее всего, даже просто земля. Когда появится нестабильность доллара, у Америки может не остаться уже ничего. Избавляться от необеспеченного ничем доллара, можно будет только лишь вкладывая их в землю. Это может быть последним прибежищем доллара. Кроме собственной земли, Америке предложить уже будет нечего.
Можно говорить и о другом сценарии, который у всех аналитиков в ходу. Речь, конечно же, идёт о перераспределении национального долгового бремени на другие страны (валюты), но это будет значить уже нечто иное. Кому-нибудь приходилось видеть телеграфный столб, который в нижней его части разломан, и он больше не опирается на землю? Остатки столба висят на проводах. То есть, столб, вместо того, чтобы поддерживать провода, сам висит на них. Вот это ровно то, что, в случае перераспределения долгового бремени, произойдёт с валютами. Валюты будут держать на себе доллар, что, в некотором роде, происходит уже сейчас. Чтобы получить ответ, задайте себе вопрос, как долго может висеть столб на проводах, и вы поймете, что такое решение вопроса долго продлиться не может. А вот период нестабильности в стране, по мнению правительства, видимо, продлиться может долго. Только надо учитывать, что силы и терпение людей не безграничны, и вместо того, чтобы поддерживать государство, силовые структуры могут сами повиснуть, как тот телеграфный столб на проводах.
Мировое сообщество должно быть готово к крушению доллара. Это, кстати, в интересах самого США. Никто не будет отрицать, что когда доллар рухнет (если такое произойдет), то всегда должно быть что-то ещё, на что можно переложить обязанности кросс-курсов валют. Сегодня говорится, что в мире есть как минимум две резервные валюты, это – доллар и евро. Однако, вся штука в том, что под тем же евро торчат уши доллара. Так что, в мире пока ещё есть единственная валюта. Доллар также называют резервной валютой, но и это неправильно. Доллар – это пока единственная «рабочая валюта», через которую проходят все платежи между государствами. Евро сделано для того, чтобы закончить разговоры о беспредельном доминировании доллара. Так что, резервных валют в мире нет. Здесь автор говорит о реальном значении слова «резерв», а не о том, что делает с этим словом Федеральная Резервная Система. Что в настоящем случае делать миру, уже и так, вроде бы, ясно.
...
Читать дальше »